Детективное бюро VEST Detective bureau VEST услуги детектива
phone
  • (050) 073-53-75
ETOVПолтавская областьДетективное бюро VESTСтатьиHR. Как предотвратить злоупотребления работников.
Меню
Контакты
Мы в социальных сетях

HR. Как предотвратить злоупотребления работников.

Украинские компании, которые принадлежат к малому и среднему бизнесу, уделяют недостаточно внимания построению системы безопасности в целом и кадровой безопасности в частности. Мы разузнали об основах такой деятельности – от приема сотрудника на работу до выявления злоупотреблений на рабочем месте и правил увольнения.

Первичный отбор

«При приеме на работу предприниматели обычно не проверяют кандидатов – максимум банально просят заполнить анкеты и иногда – принести справку о несудимости. Формальный подход в подборе персонала в результате приводит к таким проблемам, как потеря клиентов, кражи, халатность, мошенничество и другое», – отмечает заместитель директора ООО «Частная Полицейская Компания» (http://policeprivat.com/) Владимир Семченко. Он подчеркивает: чтобы не допустить противоправных действий со стороны персонала, прежде всего нельзя принимать на работу кандидатов с негативными личными качествами. При приеме на работу, по словам эксперта, следует проверять:
- достоверность предоставленных документов и данных о себе (в частности, получить телефонные отзывы от бывших руководителей и коллег и выяснить настоящие причины увольнения, а на некоторые должности – даже опросить соседей по месту жительства);
- наличие судимости;
- наличие связей кандидата с конкурирующими компаниями и криминальными структурами.

В наше время проверяют даже страницы человека в социальных сетях, его взгляды и круг друзей. Ведь это может иметь влияние на выполнение им обязанностей и репутацию компании.

Если сам владелец не может с этим справиться и не имеет времени, можно привлечь специалистов-детективов на условиях аутсорсинга: проверка одного кандидата будет стоить от 100 грн.

Профилактика злоупотреблений

Кражи и мошенничество (обман и злоупотребление доверием или бездеятельность с целью извлечь выгоду за счет компании) со стороны «своих» приносят немало убытков предприятиям. «Процесс предотвращения краж и расхищений ориентирован прежде всего на профилактику противоправных действий. Он включает работу с персоналом, проведение мотивационных мероприятий, направленных на формирование негативного отношения к фактам расхищений, поощрение честной работы в компании, организацию противодействия расхищению силами самих сотрудников. Необходимы внедрение системы перекрестного контроля, проведение регулярных проверок финансовой и хозяйственной деятельности, распределение, где это возможно, материальной ответственности между всеми сотрудниками», – говорит Владимир Семченко. Главное, по его мнению, – донести до сознания персонала, что, обворовывая компанию, сотрудник обворовывает себя и своих коллег. Также для профилактики расхищений на предприятии необходимо оснащение инженерно-техническими средствами охраны и видеонаблюдения.

Дмитрий Коссе, эксперт-практик розничного рынка, руководитель консалтинговой компании КОССЕ БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ (http://kocce.net/), отмечает, что чаще всего злоупотребляют своим служебным положением сотрудники, которые отвечают за организацию закупок, заказывая продукцию или услуги по ценам, выше рыночных, нередко у фирм-посредников, которые только перепродают товар, или даже у собственных фирм. Чтобы предотвратить такое мошенничество, эксперт советует периодически мониторить цены у конкурентов, а перед заключением договора поставки проверять будущих контрагентов.

В торговле или производстве, в частности, чтобы «замотивированные» закупщики не заказывали неликвидные, несезонные товары или лишние запасы сырья и тому подобное, руководитель может ограничить самостоятельность принятия ими решений определенными суммами. Например, требовать визировать предварительно у него заказ на суммы, например, больше 10 тыс. или на те товары, которые не проданы более 2 месяцев. Снизить вероятность злоупотреблений менеджмента помогает распределение полномочий на части, коллегиальность принятия решений, создание условий, при которых сотруднику будет невыгодно наносить убытки компании (моральное и материальное стимулирование).

Сотрудники низшего звена – продавцы, менеджеры – не так часто собственноручно крадут мелкие товары, как может казаться: ведь система видеонаблюдения установлена почти везде, кроме мелких магазинчиков, да и охрана проверяет сумки на выходе из магазина. Более типичны мошенничество или преступная небрежность: когда, договорившись с покупателем, продавцы или кассиры пропускают товар с переклеенным штрих-кодом или переложенный в другую коробку. Предотвратить такое преступление можно благодаря частым инвентаризациям, сделав всех сотрудников материально ответственными за украденные покупателями товары. Такое мошенничество, как введение вручную неправильного артикула товара на кассе или якобы отмена покупки товаров, может предотвратить обученная служба охраны.

И еще важно, чтобы все правонарушения фиксировались юридически, с составлением протокола, а не просто платился штраф. Виновные обязательно должны быть наказаны, вплоть до уголовного преследования. «Принцип неотвратимости наказания имеет положительное влияние на сотрудников, склонных к противоправной деятельности», – убежден Семченко.

Защита от разглашения информации

«Для защиты компании от утечки конфиденциальной информации следует прежде всего создать единую систему защиты, тем самым ограничив доступ к ней посторонних лиц и тех сотрудников, которые не используют эту информацию в работе, – отмечает Семченко. – Особое внимание обратите на инсайдерскую информацию, доступную лицам, которые не работают в компании: бывшим акционерам, деловым партнерам, топ-менеджерам».

Для начала определите, какие данные могут содержать коммерческую тайну или являются конфиденциальной информацией. Руководитель компании своим приказом должен утвердить «Положение о конфиденциальной информации и коммерческой тайне», в котором отметить, что неразглашение данных, которые содержат конфиденциальную информацию и коммерческую тайну, входит в трудовые обязанности работников. При этом устанавливается ответственность за невыполнение этих обязанностей, о чем следует проинформировать каждого сотрудника. Также Владимир Семченко рекомендует из числа сотрудников, допущенных к работе с данными, содержащими коммерческую тайну, определить ответственных и возложить на них контроль за соблюдением дисциплины остальных относительно защиты информации.

При работе компании с ценной информацией есть смысл использовать технические средства для e-spy methods: пересмотр электронной почты, транзакций сотрудника, прослушивание телефона.

Безопасность при увольнении

Необходимо получить от уволенного письменное обязательство о неразглашении полученных сведений и объяснить о возможности наступления юридических последствий при раскрытии коммерческой тайны. Впрочем, причинить вред компании может любой уволенный сотрудник, если он останется недоволен отношением руководителя или коллег к себе, оплатой труда или системой мотивации. Это может быть и прямое расхищение средств, технологий, информации, и создание негативного образа компании или ее первых лиц. Обиженный сотрудник может испортить отношения с партнерами и клиентами, пустить неправдивые слухи.

«Основной рекомендацией при увольнении сотрудников компании является создание таких условий для уволенного, при которых он покидал бы компанию без чувства обиды, злости, мести. Лишь тогда есть гарантия, что уволенный работник не навредит компании, не воспользуется известной ему коммерческой информацией в интересах конкурентов или криминалитета», – отмечает Владимир Семченко. Поэтому при увольнении работника руководству компании рекомендуется провести с ним беседу, во время которой выяснить настоящие причины увольнения, узнать, что он думает. Конечно, чтобы работник после увольнения не стал опасным для компании, надо выполнить все обязательства перед ним, в том числе относительно выплат.

Если проводится сокращение персонала, то уволенным работникам необходимо дать позитивные рекомендации, подсказать, в какие компании можно послать свое резюме. Нельзя забывать, подчеркивает эксперт по безопасности бизнеса, что все участники трудовых отношений – люди, и общение с ними на основе взаимоуважения – залог защиты от многих неприятностей.

Совет: Если кажется, что создавать собственную службу безопасности дорого и долго, стоит обратиться к аутсорсингу услуг относительно защиты бизнеса. Договор на абонентское обслуживание безопасности предприятия (включая экономическую, ІТ, кадровую безопасность, услуги юристов, аудиторов) заключается на 6 или 12 месяцев и стоит от 1500 гривен при ежемесячных платежах.

Цифра: 45% сотрудников при смене места работы забирают с собой разные внутренние документы, базы данных и технологические разработки. 10% сотрудников никогда не будут совершать противоправных действий, 10% будут их совершать всегда, а 80% совершат преступление при возможности. Цель системы кадровой безопасности – предотвратить создание таких возможностей для 80% сотрудников.

/Інтернет-видання "Мій бізнес" https://msb.aval.ua/ru/news/?id=24839/

17 ноября 2015
© 2014 - 2018 Детективное бюро VEST | Пожаловаться на содержимое
Создать сайт бесплатно
Сайт создан на платформе ETOV